В начале прошлого века Дягилев поставил на парижской сцене балет на чисто русский сюдет, который увенчался настоящим мировым триумфом. «Петрушка» стал визитной карточкой «Русских сезонов» в Европе и шёл на протяжении, почти десяти лет. В балете были задействованы лучшие русские танцоры того времени, музыку написал Игорь Стравинский, а художником-постановщиком стал Александр Бенуа. В этой статье приводится краткий сюдет действия на сцене.
Образовался любовный треугольник. Петрушка предлагает Балерине чистое, романтическое чувство любви. Арап – существо более приземлённое. Его любовь примитивна, груба.
Но Балерине недоступны переживания Петрушки. Да и внешностью он не блещет: уродливый, слишком худой. Она останавливает свой выбор на Арапе.
Петрушку не покидает надежда тронуть сердце Балерины. Во время горячего признания взбешённый Арап не выдерживает и с саблей нападает на него. Петрушка выскакивает в центр гуляний, когда вокруг все веселятся. Арап настигает соперника. С размаху он рассекает голову несчастного. Наступает момент смерти Петрушки.
Смолкла музыка. Люди замерли от страха. Но, вынырнувший откуда-то фокусник, просит окружающих не обращать внимания на случившееся. Ведь Петрушка – просто марионетка. Его набитую опилками голову легко склеить, и весельчак опять вернётся на сцену.
Вечером, когда захмелевшая толпа разбрелась по домам, фокусник закончил выступление и примостился около балаганчика. Он разглядывал сшитую из тряпья мёртвую куклу.
Неожиданно с крыши его окликает оживший Петрушка. Он насмехается над перепуганным видом бывшего властелина.
Зрители не ожидали такой развязки балета. А она наполнена глубоким смыслом. Если тряпичным телом Петрушки хозяин мог распоряжаться, то его внутренним, чувственным миром не будет командовать никто и никогда.
Импрессионизмом, то есть стремлением передать самые тонкие оттенки переживаний, пропитана музыка спектакля. Образ Петрушки тщательно выписан Стравинским. С одной стороны это марионетка, марширующая под звуки кукольного оркестра. С другой — глубоко эмоциональный герой, который трубит о своих чувствах, протестует против жестокости, несправедливости.
Очень важную роль в балете играет народная сцена на площади. Мы слышим гармошечный наигрыш, который становится всё громче, настойчивее. Перед нами вихрем проносятся крестьянки, медведь с хозяином, кучера, другие подвыпившие персонажи. Слышны разухабистые наигрыши народных песен. Движение ускоряется, превращается в сплошной поток.
Эту картину Масленичного веселья, на фоне которой разыгрывается трагедия Петрушки, можно назвать настоящей музыкальной находкой композитора.
Статья подготовлена при поддержке сайта www.benua-memory.ru, на страницах которого вы можете больше узнать о театральной деятельности Бенуа, в том числе о других спектаклях «Русских сезонов».в Париже.