В конце 19 века в Туле появился новый вид игрушек. Их изготавливали в виде очень изящных декоративных статуэток. Эти статуэтки представляли из себя молодых девушек-барышень. Производство таких игрушек наладили самобытные тульские мастера, а центром промысла стала слобода Большие Гончары.
Фигурки получили известность далеко за пределами Тулы. Их назвали тульскими городскими игрушками. Метод «лепки фигуры по частям», представлявший собой особую технологию лепки, определил характер игрушки: несмотря на статичную позу, в ней прослеживается динамика. К началу XX века купить игрушку в Туле недорого можно было почти на каждом углу.
Однако после революции 1917 года, когда аккуратная барышня стала нарицательным персонажем, игрушку сначала перестали покупать, потом — делать. А затем и вовсе забыли — до девяностых годов прошлого века. Одна из тульских художниц долгое время изучала подлинники кукол в музеях, собирала уцелевшие экземпляры и в конце концов смогла разработать свою коллекцию. Скульптуры, которые называют «барынями» или «князьками» имеют высоту не более 30 сантиметров, обязательно одеты в длинные платья, шляпки, жакеты. Они как будто устремлены вверх. Могут быть куклы в виде нянь-кормилиц или танцующих пар. Так же встречаются военные с перевязью через плечо, монахини и монахи.
Немало усилий вынуждены были приложить мастера, чтобы возродить технологию лепки тульских городских игрушек. Пришлось пересмотреть все сохранившиеся архивы, перетрясти запасники музеев не только в Туле, но и в других городах. В конце концов их труды принесли результат: утраченное ремесло было воссоздано и получило свою вторую жизнь. Сейчас оно продолжает развиваться. Над созданием произведений трудится умелый коллектив, в который входят члены Союза Художников России, народные мастера России и даже член международного союза художников ЮНЕСКО.
Все мастерицы, изготавливающие эти замечательные фигурки — женщины. Их удивительные глиняные работы выставляются в музеях Тулы и области, в крупнейших городах России, Украины, а также в дальнем зарубежье и даже за океаном. В США тоже проводятся экспозиции работ наших замечательных мастериц. Каждая фигурка кажется живой девушкой, просто застывшей на несколько минут на месте. Мастерицы вкладывают в свои работы частичку своей души, своего тепла. Наверное, а этом и есть секрет популярности.